Построение и автоматизация процессов планирования в одном из крупнейших химических предприятий России - АО "Пигмент".

Регион
Сроки проекта
Заказчик
Сфера деятельности / отрасль
Внедрённые продукты
Количество сотрудников
АРМ
Тамбов
30.05.2022 - 25.12.2022
АО «Пигмент»
Производство химической продукции
1С:ERP Управление предприятием
1500
76
Информация о компании
АО «Пигмент» - российский производитель химической продукции, известной на рынке под торговым знаком KPATA®. Входит в число 100 крупнейших и наиболее динамично развивающихся компаний России. «Пигмент» - обладатель уникального товарного портфеля. Предприятие единственное в России и СНГ производит органические пигменты, оптические отбеливатели, сульфаминовую кислоту. В ассортименте компании акриловые дисперсии и ПВА, добавки в бетоны, формальдегидные смолы и формалин, полуфабрикатные лаки и готовые лакокрасочные материалы, красители и текстильно-вспомогательные вещества, добавки в бензины - всего свыше 350 наименований высококачественной продукции.
Цели и задачи проекта
  • Повышение объемов реализации и выпуска готовой продукции, увеличение прибыли от продажи продукции, снижение складских запасов, увеличение оборачиваемости активов.
  • Обеспечить согласованную работу всех звеньев производства по изготовлению продукции в соответствии с заданным количеством, номенклатурой и в установленные сроки.
  • Осуществлять планирование продаж, производства, закупок и все другие процессы предприятия в единой системе.
  • Получать и использовать достоверные и взаимоувязанные планы, с возможностью их детализации.
  • Автоматизировать процессы планирования и сбора факта. Ключевые критерии: планы должны создаваться на основании друг друга, планирование должно быть скользящим, с различными горизонтами планирования: год, квартал, месяц, день.
  • Минимизировать ручной труд при формировании планов и анализе фактических результатов.
Ситуация до проекта
Учет и планирование на АО «Пигмент» велись в 2-х основных системах: корпоративно - информационной системе «КРАТА» собственной разработки и «1С: Управление производственным предприятием» (УПП), между которыми была настроена система обменов данными. Поскольку планирование продаж в 1С УПП было построено по номенклатурным группам, а планирование производства по номенклатуре, то данные о предложениях к наработке продукции приходилось вносить вручную. Годовые планы продаж формировались в Excel. Графики выпуска продукции и полуфабрикатов цехами по дням формировались в 1С УПП и сверялись с общим планом производства вручную.
Все это оказывало влияние на скорость и точность процессов планирования, проверка сходимости планов была трудоемкой и выполнялась частично. Процесс согласования и уточнения планов проходил в полуручном режиме. В результате, это приводило к повышенным складским остаткам готовой продукции и сырья на складах, образованию неликвидов, выпуску не всегда востребованной продукции.
Необходимо было разработать единую систему планирования для всех подразделений предприятия, в которой было бы удобно составлять взаимоувязанные планы по различным сценариям работы, а также вносить ежедневные корректировки и контролировать фактическое выполнение планов по различным аналитическим показателям. В качестве основной системы для АО «Пигмент» было выбрано решение «1С:ERP Управление предприятием» версии 2.5.
Описание проекта
Реализация планов производства с детализацией до дня. План-фактный анализ.

Исторически график производства по дням формировался в «1С:Управление производственным предприятием». По нему технологи цехов выполняли расчет потребностей в сырье, полуфабрикатах, энергоресурсах, таре и вспомогательных материалах. Информация использовалась для внутреннего учета и работы цеха. Корректировка графиков производства цехами проводилась на бумаге вручную. В то же время месячные планы продаж и планы производства редактировались ежедневно на основании корректировок заказов покупателей.
Для того, чтобы повысить точность объемно-календарного планирования, необходимо было разработать систему взаимоувязанных планов «год-квартал-месяц-день» на основе сценариев планирования. Проблема «несинхронности» планов была решена за счет единой степени детализации продукции во всех планах в виде номенклатуры и характеристики, и формирования следующего плана на основе текущего.
Для проверки сходимости планов используется отчет «Сбалансированность планов». В нем можно увидеть насколько планы между собой взаимоувязаны и на каких участках план некорректен.
В системе «1С:ERP Управление предприятием», ресурсная спецификация описывает поэтапный производственный процесс изготовления, а также затрачиваемые материалы, полуфабрикаты и работы необходимые для производства продукции. Благодаря ресурсным спецификациям разузлование плана производства до полуфабрикатов и последующий расчет потребности в материалах проходит в автоматическом режиме.
Такой подход позволяет выстраивать цепочку взаимоувязанных планов в системе:
- на основании годового плана продаж и заказов клиентов создается перспективный 3-х месячный скользящий план продаж;
- на основании перспективного плана продаж, остатков готовой продукции и гарантированных запасов, создается 3-х месячный скользящий план производства;
- на основании перспективного плана производства формируется график работы цеха по дням и рассчитывается потребность в материалах на каждый день работы цеха;
- рассчитанная потребность в материалах по плану производства, является потребностью к закупке в 4-х месячных планах закупок.
Длительность планов закупок обусловлена длительностью поставок сырья из-за границы России.
Данные планов взаимоувязаны, что позволяет формировать планы на основе друг друга. Алгоритм позволяет сократить трудозатраты: плановые потребности в сырье, полуфабрикатах, таре и вспомогательных материалах для планов закупки формируются автоматически.
Ежедневно для каждого подразделения заполняется документ «Ожидаемый выпуск» который позволяет отслеживать уточненный факт выполнения графика производства. Осуществляется текущее руководство производственным процессом изготовления продукции и своевременный контроль выполнения плана каждым производственным подразделением.

Управление закупками.

План закупок формировался ежемесячно и корректировался при изменениях в потребностях производства. Горизонт планирования отечественного сырья был равен 1 месяцу, импортное сырье планировалось на 4-ре месяца вперед в Excel, не всегда учитывалась информация по характеристикам. В результате, появлялись расхождения между заказом и списанием материалов на выпуск.
При переходе в «1С:ERP Управление предприятием» процесс закупок ускорился, потребности по закупкам сырья и материалов составляются на основе планов производства, расширен горизонт планирования на четыре месяца вперед по отечественному и импортному сырью, используются алгоритмы скользящего планирования и предплановый период для уточнения остатков на начало первого планируемого периода. Планы закупок ежедневно редактируются на основании корректировок потребностей планов производства. При формировании плана закупок тары используются потребности, рассчитанные по спецификациям и учитываются потребности в дополнительной таре, продаваемой вместе с готовой продукцией, вносимой отдельно в план продаж.

Управление продажами.

Для подразделений продаж созданы сценарии "Годовой план продаж" и "Перспективный план продаж" на 3 месяца с различными детализациями по подразделению и менеджерам. Реализован алгоритм расчета уточнения планового остатка продукции на первый планируемый период, за счет данных о реализации и выпуске продукции. Дополнительно реализована схема составления планов поступления денежных средств по клиентам, с возможностью продаж по персональным ценам.

Расчет плановой себестоимости продукции.

Для оценки прибыли от производства реализован механизм плановой себестоимости продукции. Расчет плановой себестоимости был значительно доработан в соответствии с алгоритмом расчета фактической себестоимости в части распределения затрат цеховых, общезаводских и коммерческих расходов. Проведена доработка отчетов.
Для всех планов настроено разделение прав доступа и автоматизирован контроль задач сотрудников и согласования их внутри 1С Документооборот.

Уникальность, инновационность проекта

Для удобства работы специалистов мы привели максимальное количество процессов в систему одного окна (когда все необходимые данные доступы из документа планирования). Система доработана под итоговые требования:
1. Планирование продаж.
  • Заполнение по эталонному плану для формирования плана продаж «по кнопке».
  • В годовой план добавлены показатели: выручка, прибыль, плановая рентабельность, план продаж предыдущего года, ожидаемое выполнение бюджета предыдущего года, фактические продажи на текущий год, фактическая рентабельность. Все эти значения формируются «по кнопке» в необходимом разрезе.
  • В перспективный 3-х месячный план продаж добавлены данные предпланового периода для расчета точного ожидаемого остатка продукции на складе на начало планируемого периода: остаток на складе и фактическая продажа в предпланируемом периоде, ожидаемая сдача продукции цехом в предпланируемом периоде, ожидаемые продажи до конца предпланируемого периода.
  • Необходимые отчетные формы для формирования и анализа плана продаж и план-фактного анализа.

2. Планирование производства.
  • Реализована форма для формирования плана производства в одном окне, так же «по кнопке», заполняются данные по определенному алгоритму (на основании данных уже введенных в систему планов продаж), данные об остатках продукции и полуфабрикатов, данные выпуска продукции аналогичного периода прошлого года.
  • Реализовано разузлование продукции до полуфабрикатов, с разделением на выпуск и потребность каждого полуфабриката по цехам и продуктам, при необходимости выпуск полуфабриката может быть скорректирован на основании остатков полуфабрикатов в цехах.
  • Реализован расчет потребности в материалах на готовую продукцию и полуфабрикаты по каждому периоду на основании ресурсных спецификаций.
  • При необходимости, в удобном интерфейсе данные редактируются.
  • Формируется график производства в разрезе дней на основании 3-х месячного плана производства.
  • Разработан документ по отслеживанию ожидаемого выпуска продукции, в котором ежедневно данные о фактическом выпуске уточняются в разрезе месячного плана производства. Данные ожидаемого выпуска используются в планах продаж для расчета ожидаемого остатка первого планируемого периода.
  • Реализованы отчетные формы для проведения анализа план-факт в различных разрезах, с необходимой аналитикой.

3. Планирование закупок:
  • Выполнена форма планирования каждого подразделения в одном окне, так же «по кнопке». Данные заполняются на основании потребности в материалах из уже имеющихся в системе из планов производства.
  • Реализован по данным предпланового периода расчет начальных остатков на первый планируемый период.
  • Добавлено порядка 10 форм дополнительных отчетов.
  • Потребности и изменения потребностей в материалах фиксируются в системе, разработана система отчетов дающая возможность в удобном виде проводить анализ.

4. Планирование денежных средств (ДС):
  • Реализовано планирование ДС на основании денежных планов продаж по клиентам.
  • Выполнены отчеты план-факт по поступлениям ДС и прогнозированию кассовых разрывов.
  • Добавлена возможность отслеживания помесячного исполнения годового бюджета продаж, оценки затрат по плану производства и поступлению ДС по плану продаж по клиентам.
Результаты проекта
  • Автоматизация объемно-календарного планирования продаж, производства, дополнительных потребностей, закупок, расчет плановой себестоимости, планирование поступления денежных средств по клиентам и исполнение бюджета продаж.
  • Все основные подразделения АО Пигмент работают в единой учетной системе. Это позволяет оперативно получать достоверную информацию о соответствии и целостности данных. Данные можно быстро проверить, все документы формируются на основании данных уже введенных в систему.
  • Автоматизированы процессы формирования планов. Один план создается на основании другого. Планы соотносятся между собой. Минимизирован ручной труд на ввод и обработку данных.
  • Автоматизировано согласование документов в системе электронного документооборота.
  • Разработаны печатные формы и отчеты, которые позволяют быстро провести анализ состояния системы планирования.

Экономический эффект от внедрения (%):

  • сокращение трудозатрат в подразделениях: 10%
  • ускорение получения управленческой отчетности: 20%
  • ускорение получения регламентированной отчетности: 0%
  • ускорение обработки заказов: 0%
  • снижение объемов материальных запасов: 5%
  • сокращение расходов на материальные ресурсы: 5%
  • сокращение производственных издержек: 0%
  • сокращение операционных и административных расходов: 10%
  • рост оборачиваемости складских запасов: 5%
  • рост производительности труда в производстве: 0%
  • сокращение длительности простоев оборудования: 0%
  • снижение производственного брака: 0%
  • сокращение сроков исполнения заказов/оказания услуг: 0%
  • снижение себестоимости продукции/услуг: 0%
  • сокращение дебиторской задолженности: 5%
  • увеличение объема выпускаемой продукции/оказываемых услуг: 10%
  • рост прибыли: 5%
Воронеж Центральный офис
Нажатием кнопки я принимаю условия Оферты по использованию сайта и согласен с Политикой конфиденциальности
Сделаем ваше предприятие
устойчивее и сильнее
с помощью ИТ
Сделаем ваше предприятие
устойчивее и сильнее с помощью ИТ